Скачать
2 сборник 2016.pdf
Adobe Acrobat документ 497.1 KB
Скачать
1 сборник 2016.pdf
Adobe Acrobat документ 561.2 KB
Скачать
сборник 2 полугодие 2015.pdf
Adobe Acrobat документ 376.6 KB

          Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается 45 (1/2015)

выпуск сборника сценариев мероприятий,

составленных библиотекарями РЦБС

 

 

   1. Литературно-музыкальный вечер  «Служит Родине солдат», посвящённый Дню защитника Отечества и Вооружённых сил Республики Беларусь

       составитель – зав. Краснобережской с/б-ки-клуба- Гавриловец В.В.

 2. Тематический вечер «Пока мы помним - мы живём»,посвящённый Дню памяти воинов-интернационалистов

     составитель – библиотекарь Приболовичской   б-ки- Акулич Е.В.

 

  3. Тематический вечер «Память сердца: дети и война", посвящённый 70-летию Великой Победы над немецко-фашистскими захватчиками

     составитель – библиотекарь Ударненской с/б-ки-Коркуть В.С.

 

 

 

Литературно-музыкальный вечер

«Служит Родине солдат»,

посвящённый Дню защитника Отечества и Вооружённых сил Республики Беларусь

(Краснобережская с/б-ка-клуб)

(Оформление: Зал празднично украшен.  Книжные выставки: «Мы гордимся тобою солдат», «Бессмертен подвиг отцов и дедов»)

(На сцену выходят двое ведущих девушка и юноша)

Вед. 2:       Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.

Пусть над землёй моей

Не рвется в клочья небо!

Пусть тишина полей

Прольется тёплым хлебом,

И солнце по утрам свет дарит всей планете!

Не быть войне!

Быть миру!

Счастье детям!

Вед. 1:   Добрый вечер дорогие друзья!

Вед. 2:   Добрый вечер уважаемые гости и приглашенные!

Вед. 1:   23 февраля 2015 года, вся наша страна, наш белорусский народ торжественно отмечает большой праздник – День защитника Отечества и Вооружённых сил Республики Беларусь.

Вед. 2:   Этот праздник воинской славы нашей Родины имеет глубокие корни и давние традиции. Во все времена белорусских воинов отличали такие качества, как мужество и воля к победе, войсковое братство и массовый героизм.

Вед. 1:   Для многих поколений наших людей этот великий праздник поистине стал всенародным. Защитники Родины всегда особо почитались в нашем государстве, а военная служба была и остаётся призванием сильных и мужественных людей, считающих защиту Отечества гражданским долгом и великой честью.

Вед. 2:   День защитников Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь – этот светлый праздник – один из самых значимых для всех поколений, олицетворяет силу и мощь Вооружённых Сил страны, преданность своему Отечеству, готовность каждого гражданина встать на защиту любимой Родины.

(Стихотворение «23 февраля – День защитников Отечества»)

Вед. 1:             Есть день такой в календаре,

Он красною отмечен датой,

Прекрасный праздник в феврале,

День воина, белорусского солдата.

И в этот день мы поздравляем

Мужскую половину человечества,

Стихи и песни посвящаем

Своим защитникам Отечества!

Вед. 2:             В них верность воинской присяге,-

Для мира на земле надёжный щит!

В них смелость, мужество, отвага

И сила духа та, что победит!

Врагов всегда всех побеждая,

Сметая грозы все лихие,

 

Отчизны гордость боевая –

Сыны Отечества родные!

Вед. 1:             Защитники Отечества –

                     мир на земле,

Вода в роднике,

                     свежий хлеб на столе.

Надежда,

        уверенность

                  в завтрашнем дне,

Стабильность

        и счастье в

                  родной нам стране.

Пусть жизнь состоит из

                      побед над собой,

Ведь каждый защитник –

                      мужчина, герой!

Пусть гром не заставит

                      внезапно, врасплох,

Спаси и помилуй,

                      храни Вас всех БОГ!

Вед. 1: Дорогие наши мужчины – отцы и сыновья, дедушки и братья.  Поздравляем Вас с праздником – Днём защитника Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь.

       Желаем всем Вам успехов в делах, счастья, добра, достатка, чистого, мирного ясного неба над головой.  Мальчишкам расти сильными, смелыми, мужественными, добрыми и благородными, всегда помнить о высоком звании мужчин, о смелом, сильном, мужественном защитнике нашего родного Отечества!

     А сейчас, дорогие наши мужчины в исполнении женского вокального коллектива ………………. прозвучит песня «Защитники Отечества». Встречайте!

     (Звучит песня Ирины Круг и Леонида Телешова «Защитники Отечества»)

Вед. 2: Слово для поздравления предоставляется председателю…………………………………………………

                        (Идёт выступление)

     (Стихотворение Надежды Парчук  «З Днём абаронца Айчыны»)

Вед. 1:             “З Днём абаронца Айчыны

вас, дарагія мужчыны,

Радзіма сардэчна вітае,

ды вечнага міру жадае!

Вед. 2:             Жадае шчаслівай вам долі,

а войнаў – не бачыць

                            ніколі –

ніводнаму сыну – салдату,

ні мужу, ні бацьку, ні брату!

Вед. 1:             Не бачыць,

      не чуць і не ведаць,

пра жахі ваеннай навалы.

Няхай спачывае планета:

За мір заплацілі нямала”.

Вед. 2:             Для вас поёт Дарья Флёрко!  Встречайте!

(Звучит песня «Прадедушка»)

Вед. 2:             Стоим мы на посту, повзводно

                                       и поротно,

Бессмертны, как огонь. Спокойны,

                                        как гранит.

Мы – армия страны.  Мы – армия

                                        народа.

Великий подвиг наш история

                                         хранит.

Вед. 1:             На протяжении столетий нашему народу не раз приходилось с оружием в руках отстаивать независимость Родины.  Величайшим примером мужества и стойкости является героическая борьба за освобождение Белоруссии, и всей Европы, и приближение светлого Дня Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками.

Вед. 2:   В юбилейный год 70-летия Великой Победы особых почестей заслуживают ветераны и участники Великой Отечественной войны.  Ваш боевой путь овеен немеркнущей славой.  Ваши подвиги навсегда вписаны в историю белорусского государства.  В жестоких сражениях вы спасали Родину, самоотверженно защитили от фашистского порабощения другие страны, подарили миру жизнь и свободу.

Вед. 1:   Но к большому сожалению с каждым годом, с каждым днём наших дорогих ветеранов и участников военного лихолетия, тех, кто подарил нам мир и свободу становится всё меньше и меньше. 

Вед. 2:     Уважаемые наши земляки, ветераны и участники Великой Отечественной войны.  Поздравляем Вас с праздником – Днём защитника Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь.  От всей души желаем всем вам крепкого здоровья, спокойствия, мира, семейного благополучия и всего самого наилучшего.

Вед. 1:             Спасибо вам, ветераны, -

Солдаты минувшей войны

За ваши тежёлые раны

За ваши тревожные сны.

Вед. 2:             За то, что Отчизну спасли вы,

Сыновьему долгу верны,

Спасибо, родные, спасибо,

От тех, кто не знает войны!

Вед. 1:             Для вас поёт ………………..   Встречайте!

(Звучит песня  “О той весне”)

Вед. 2:             Поклянёмся, друзья,

Не забыть тех парней,

Тех, кто жизни отдал

На афганской земле.

Память в сердце о них

Сохранили навсегда,

Если только самим

Жизнь подарит судьба.

Вед. 1: Афганистан. Афган. “Афганцы”. Афганистан – наша история и наша боль.

          Прошло 26 лет с того момента, как последняя военная колонна проследовала по мосту через Амударью, завершая вывод Советских войск из Афганистана. За плечами тысячи солдат и офицеров остались годы боевых действий, товарищеской взаимопомощи и настоящей мужской дружбы.  У каждого была своя война, каждый сохранил свою память о военных годах.

Вед. 2:   Афганская война – уже история. Афганистан – наша боевая молодость, наша боль и наша гордость.  

Советский народ потерял в Афганистане тысячи своих сынов.  Наша святая обязанность – хранить память о них, как о верных сынах Отчизны.

Вед. 1:             Не вернулись домой живыми с той далёкой афганской войны наши земляки, воины “афганцы”.  14 марта 1985 года от полученных ран ушли из жизни наши земляки…………………………………………………..

(зачитываются биографии земляков, служивших в Афгане)

Вед. 2:  Идёт время. Летят года. Но к большому сожалению с каждым годом становится всё меньше и меньше воинов “афганцев”, редеют ряды ветеранов афганской войны.

Вед. 1                Спокойно спите, матери – отцы,

  Невесты жены сердцу дорогие.       

  Храним мы свято честь родной страны,

  Мы верные сыны твои Отчизна.       

  И повстречавшись на родной земле,

  Войдя в круговорот воспоминаний,

  Помянем невернувшихся парней

  Единственной минутою молчанья.

Вед. 2:             Почтим минутой молчанья всех тех, кому мы обязаны своей жизнью во имя Мира на земле.

(Минута молчанья)

(Звучит песня “Афган”)

Вед. 1:             «Родина!» - мы говорим, волнуясь,

Даль без края видим пред собой.

Это наше детство, наша юность.

Это все, что мы зовем судьбой.

Родина! Отечество святое!

Перелески, рощи, берега,

Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюбились в эти клевера.

Вед. 2:             Родниковой свежести отведав

С краешка звенящего ведра.

Это позабудется едва ли

И навек останется святым...

Землю ту, что Родиной назвали,

Коль придётся, сердцем защитим.

Вед. 1:             На свете тысячи профессий

И люди вряд ли разберут

Чей труд  важней?

Кто это взвесит?

Когда в почёте разный труд.

Вед. 2:             Но я не ошибусь наверно

И повторять хочу стократ.

Сегодня мы считаем первой

Одну профессию – СОЛДАТ. 

 Вед. 1:        Солдат – это звучит гордо.  В настоящее время, в рядах Вооруженных Сил Республики Беларусь, проходят срочную службу, службу по контракту, альтернативную службу     наши ребята, наши солдаты, наши защитники Отечества. И сегодня в этот праздничный вечер мы с гордостью произносим их имена.

1…………………………………

2………………………………….

3………………………………….

Вед. 2:   Стать защитником родного Отечества, защищать воздушные рубежи нашей страны, такой выбор, при выборе своей дальнейшей профессии сделали наши земляки …………………………………………………………….

Вед. 2:   Наряду с нашими сильными, мужественными мужчинами, защитниками родного Отечества, присягают воинскому долгу и присяге, наши милые и очаровательные женщины.

            (перечисляются имена тех, кто учиться в военных учреждениях образованиях)

Вед. 1:   Дорогие наши мужчины, солдаты, защитники родного Отечества.  Мы желаем вам пронести честь солдата – гордо.  Быть стойкими, смелыми, отважными защитниками своей родной страны, своей синеокой Белоруссии.

Пусть Ваше небо чистым будет,

Не гаснет радостей звезда.

И грохот танков и орудий

Уйдёт из жизни навсегда.

Теченью лет не прекословя,

Мы Вам желаем всей душой

Здоровья и опять здоровья,

И жизни доброй и большой!

          И этот музыкальный номер мы посвящаем Вам, наши защитники Отечества.

(Звучит песня “Честь имею”)

Вед. 2:           Таму, кто охраняет наш покой

И небо синее над нашей головой,

Тому мы посвящаем эти строки…

Вед. 1:          Солдат – примерный сын своей страны,

Несёшь ты службу вдалеке от дома,

Благодаря тебе мы смотрим наши сны,

Не слыша пули свист, не зная взрыва грома.

Вед. 2:           Рискуешь жизнью – это нелегко!

И если что-то вдруг с тобой случится,

Ты помни – твоя мама где-то далеко

Ждёт сына и, конечно же, гордится.

Вед. 1:           А ночь, если снова не уснёшь,

Ты вспомни дорогих тебе людей:

Друзей с которыми по жизни ты идёшь,

И девушку, что всех тебе милей.

Вед. 2:            Желаем, через трудности пройти,

Сильнее становится с каждым днём!

Вед. 1:         Здоровья, счастья, выдержки, побед!

Вед. 2:            И стойкости перед любым врагом!..

Вед. 1:  А сейчас, уважаемые родители, солдат срочной службы, и всех присутствующих в этом зале, мы хотим немножко поближе познакомить Вас, как проходит служба, солдатские будни ваших сыновей.  Ещё, задолго до  начала нашего праздничного вечера, сельской библиотекой была проведена небольшая работа.  В воинские части, где проходят срочную службу, ваши сыновья, были разосланы запросы о том, что бы командиры частей, подразделений, рот, застав немножко рассказали о службе своих солдат, наших ребят, ваших сыновей.  На все запросы посланы библиотекой были получены ответы, в чём мы очень благодарны командирам воинских частей.  И сегодня, в этот праздничный вечер, мы хотим зачитать эти письма – краткие служебные характеристики на каждого солдата.

(Зачитываются служебные характеристики с места службы)

Вед. 2: Для вас, дорогие ребята, и для всех присутствующих в этом зале поёт ……………..!  Встречайте!

(Звучит песня  “Золотое сердце”)

Вед. 1:  Свой музыкальный подарок Вам дарят ……………!  Встречайте!

(Звучит песня  “Богрянные листья”)

Вед. 2: Своё музыкальное приветствие Вам дарит ………….!  Встречайте!

(Звучит песня  “В сине море”)

Вед. 2: Слово для поздравления предоставляется классному руководителю школы…… выпуска  ……. года

(Идёт выступление)

Вед. 1:  Дорогие друзья, уважаемые гости и приглашенные.  Сейчас мы хотим обратиться, в знак благодарности к нашим отцам и матерям, за их доброту, тепло, нежность, за их материнскую и отцовскую любовь, отданную и отдаваемую своим детям.  За то, что они смогли вырастить, воспитать настоящих мужчин, защитников родного Отечества, чьи сыновья проходят воинскую службу в рядах Вооружённых сил Республики Беларусь и служат на благо родной Родины. И сегодня в праздничный вечер мы хотим назвать их поимённо.  Это:

1.      ………………………………………………………

2.      ………………………………………………………..

3.      ……………………………………………………………

4.      …………………………………………………………..

Вед. 1:  Уважаемые родители!  Поздравляем Вас с праздником – с Днём защитника Отечества. Желаем Вам прежде всего крепкого здоровья, душевного благополучия, мира, достатка, тепла в ваши дома, чтобы ваши дети с честью и гордостью выполнили свій воинский и гражданский долг и здоровыми и счастливыми вернулись в родительский дом.

Вед. 2:           Я глянул в открытую дверь -

Увидел – свеча догорала,

Икона висела над ней –

Молитва негромко звучала.

Вед. 1:           Склонившись над свечкаю мать,

Во взгляде читалась тревога,

И губы устали шептать

Просивши прощенья у БОГА.

Вед. 2:           Что б сын возвратьлся домой,

И пули его не задели.

Чтоб дни наступившей весны

И душу, и сердце согрели.

(Звучит песня  “Сустрэча з домам” )

Вед. 1: Дорогие наши мужчины, любящие папы, мужественные защитники Отечества.  Желаем Вам крепкого здоровья, благополучия, успехов.  Пусть небо над вами всегда будет мирным.  Счастья, радости, добра вашим семьям!

           Для Вас, уважаемые папы, в исполнении …………… прозвучит “Песня пра папу и дочь”.

Вед. 2:  23 февраля – День защитника Отечества отмечается в нашей стране с 1918 года. Этот день – дань уважения, всем поколениям героического воинства. А поскольку испокон веков защитниками были мужчины, то это

воистину “мужской день”, в котором все представители сильного пола принимают поздравления и получают подарки.

Вед. 1:           Чтоб стать мужчиной, мало им родиться,

Нужно, чтоб сказали: “Это молодец!”

Нужно сил набраться, нужно закаляться,

Ведь мужчина – это руцарь и боец.

Вед. 1:  Для Вас, дорогие мужчины, в исполнении женского вокального коллектива прозвучит песня “За мужчин”.

Вед. 2:   С Праздником! С Днём защитника Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь.  Желаем Вам мира, счастья и добра!

                    “За то, что кто-то нёс в руках цветы,

В своих руках, мы держим автоматы.

Не для войны, рождаются солдаты,

А для того, что б не было войны.”

(Выходят на сцену участники праздничного вечера.)

(Звучит песня “Аист на крыше”)

Вед.1: На этом наш праздничный, литературно-музыкальный вечер  “Служит Родине солдат” подошел к концу.

До свидания!  До новых встреч.

 

Тематический вечер

«Пока мы помним - мы живём»,

посвящённый Дню памяти воинов-интернационалистов

(Приболовичская с/б-ка)

    Цель мероприятия: воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи, формирование активной жизненной позиции, сохранение памятных традиций, выявление и поддержка талантливой молодежи.

Звучит мелодия: песня А.Розенбаума «Караван».

Ведущий: Наша сегодняшняя встреча, посвящена Дню памяти воинов-интернационалистов, который ежегодно 15 февраля отмечают все республики.

Ведущая: 15 февраля 1989 года начался вывод советских войск с территории Афганистана. Операцией руководил последний командующий ограниченным контингентом - генерал-лейтенант Борис Громов. Советские войска находились на территории данной страны с 25 декабря 1979 года и действовали на стороне правительства Демократической Республики Афганистан.

Ведущий: Более двадцати лет прошло с того памятного дня, когда последний советский солдат покинул землю Афганистана, где 9 лет и 51 день исполняли интернациональный долг простые советские парни. Эта война в далёкой от Беларуси стране коснулась многих наших соотечественников, их семей, близких, друзей и товарищей.

Ведущая: Именно этот день стал Днём памяти не только для тех, кто воевал в Афганистане, но и для всех воинов-интернационалистов, участвовавших в урегулировании военных конфликтов на территориях ближнего и дальнего зарубежья.

Ведущий: Наш тематический вечер мы назвали «Пока мы помним - мы живём», который посвящаем тем давним событиям, ставшими уже историей, но о которых мы обязаны помнить.

Ведущая: Обязаны помнить о тех наших современниках, прошедших огненные версты войны в мирное, казалось бы, время, которые живут среди нас сегодня, и о тех, кого нет.

Ведущий: Беларусь помнит и чтит своих сыновей, погибших в мирное время. И в память о них, о тех, кого нет сегодня с нами, кто навечно остался молодым мы зажжём наши свечи.

(Ведущие зажигают свечи)

Ведущая: Сегодня среди нас есть человек, который прошел Афганскую войну и стал прямым свидетелем тех событий. Позвольте представить его………………..    

Дети вручают цветы

Ведущий: Давайте вспомним историю тех, давних событий. Никто не вправе сомневаться в том, что в декабре 1979 года исполнить свой воинский долг тысячи наших соотечественников, одетых в солдатские бушлаты, неслись в своих чистых помыслах и устремлениях на помощь афганскому народу.

Ведущая: И не вина нашего народа, что Афганистан в те годы стал полигоном большой мировой политики, а интернациональная помощь обернулась жестокой войной.

Ведущий: Время неумолимо отсчитывает секунды, часы, годы и десятилетия. Вот уже много времени прошло с того дня, когда наши бойцы, возвращаясь домой.

Ведущая: Обыкновенные ребята, прибывшие из всех бывших советских республик для прохождения воинской службы, может и не подозревали, что именно они станут очевидцами и участниками той войны.

Звучит музыкальная композиция

Ведущий: Из воспоминания участника афганских событий нашего земляка: «…………………»

Чтец 1: Мы не жаждали звезд...

Не искали на власть притязаний

И как жить на афганской земле,

Нам никто не давал указаний...

А за светлую, тихую грусть

И за скорбь, что из пламени родом.

Ты прости нас. Белая Русь,

Мы чисты перед нашим народом...

Ведущая: Двадцать лет в обычной человеческой жизни срок немалый. Но жизнь длиною всего в двадцать лет - трагически мала. Что остаётся от этой жизни? Что остаётся после человека, прожившего на земле только 20 лет?

Такие же молодые и юные, как мы, сегодняшние участники нашего мероприятия, не дожив, не до любив, не доучившись, не осуществив свои мечты - возвращались на Родину грузом «200», но, успев при этом стать солдатами с большой буквы, которые оставили в сердцах людей светлую, благодарную память о себе.

Звучит песня: «Вы навсегда в наших сердцах»

Чтец 1:

Не для песен, не ради славы

 Вы вступили на дымные травы.

Знали парни: трудна задача,

Знали то, что нельзя иначе.

Только верили парни твёрдо –

Пронесут честь солдата гордо.

Не для песен, не ради славы

Вы упали на горькие травы.

Словно нить порвалась тугая:

Журавлиная дрогнет стая,

И становиться сердцу тесно –

Вы останетесь, парни, в песнях!

Ведущий (текст за кулисами): Нашим землякам посвящается.

Звучит песня «Кому ты нужен, кроме Родины своей»

Ведущий: Сегодня день, в который мы отдаем не просто дань памяти воинам, прошедшим трудными дорогами Афганистана. И именно сегодня стоит сказать о людях, с высоким чувством гражданского долга, солдатского мужества, верных воинской присяге.

Предоставление слова участнику афганских событий.

Звучит песня «Бросок на небеса»

Ведущий: Как часть огромной социалистической державы белорусская земля в той войне понесла огромные потери. Около 800 солдат, сержантов и офицеров, призванных в ряды вооружённых сил погибли в Афганских горах, 12 наших земляков пропали без вести, 718 - вернулись инвалидами, более полутора тысяч получили ранения. Сегодня в Беларуси насчитывается около 24 тысяч воинов- интернационалистов.

Ведущий: Белорусский народ свято чтит своих героев и участников военных событий. В 2014 году в нашей республике была учреждена памятная медаль, посвященная 25-летию вывода войск из Афганистана. Ею были награждены все участники боевых действий, либо члены семей военнослужащих, погибших в Афганистане.

Ведущая: Почти в каждом населённом пункте нашей республики есть улицы, учебные заведения, где учились ребята, воинские части, названные в честь воинов-интернационалистов, их имена увековечены на обелисках и памятниках.

Звучит песня «Помолимся за родителей»

Ведущий: Проводив на службу своих сыновей, тревожно было матерям... Сжимались в тоске их сердца, а их мальчишки в трудные минуты в свою очередь вспоминали каждый о своём доме, о своих матерях и родных, стараясь в своих коротких и нечастых письмах успокоить и вселить надежду на то, что всё будет хорошо.

Чтец 1: Здравствуй, милая мама,

Шлю тебе я привет.

Самый нежный, сердечный.

Даже слов в мире нет.

Ты тоскуешь по сыну?

Мама, вытри слезу,

Я домой ведь, приеду

 И-тебя обниму...

Чтец 2: Но, память в феврале забьёт набатом.

Звон поминальный полоснёт ножом.

И мы пойдём на кладбище к ребятам

Цветы возложим и свечу зажжём.

И молча постоим, насупив брови.

Поддержим мать, склонённую без сил

И кажется нам, будто капли крови,

Вместо гвоздик алеют у могил...

Не перестанет плакать мать о сыне,

Афганистан которого унёс

У памятника, павшим на чужбине.

Она прольёт ещё немало слёз.

Придёт сюда, цветов букет положит.

На гладкий полированный гранит.

И так стоит подолгу, а, быть может.

Опять о чём-то с сыном говорит.

Ведущий: Для всех матерей, потерявших своих детей, которые исполняли свой воинский долг - нет срока давности. Они ждали и ждут своих сыновей... И не только с той афганской войны, а со всех горячих точек планеты.

Ведущая: Среди нас, сегодня, присутствует одна из женщин, она - мать, которая мужественно с верой и надеждой ждала сына с войны, и дождалась.

Слово предоставляется: …………………

Звучит песня «Навсегда»

Ведущий: Говорят, время залечивает раны, но без прошлого нет настоящего, и не может быть будущего. Ведь пока мы помним - мы живём. Память о тех событиях увековечена не только в обелисках и памятниках, но она живёт в наших сердцах и в таких вот ежегодных встречах молодёжи с ветеранами.

Ведущая: Из воспоминаний Петра Акулича:

«Никогда не смогу забыть раскалённый жар афганского солнца нестерпимую жажду и последний глоток тёплой воды... И свой первый бой, и пулю, просвистевшую у виска, и чёрный зрачок духовского гранатомёта, направленного в упор. Град осколков в броне, при разминировании минных полей, духоту госпитальной койки и родной дом, снившийся каждую ночь... Не забуду ребят, которые там остались. Мы все в долгу перед ними»

Звучит песня в исполнении ……………………..

Ведущий: Каждый год, в этот памятный день собираются те, кто прошел эту войну. Памятные митинги проходят в столице нашей республике - на острове Мужества и Скорби, у мемориалов и памятников в каждом областном центре. Участники мероприятий вспоминают тех, кто погиб на той войне, отдают дань уважения живым и семьям воинов-интернационалистов.

Ведущий: И сегодня мы преклоняем голову перед памятью, павших. Этот день для нас символ мужества, величия и силы духа поколения, родившегося после Великой Отечественной войны.

Ведущая: Солдаты и офицеры, наши соотечественники, продолжая традиции отцов и дедов, в очередной раз проявили мужество и героизм, выполняя свой долг и воинскую присягу.

Чтец 1: Минута молчанья - это много иль мало

За тех, кого рядом уж больше не стало?

За тех, чья судьба оборвалась так круто...

Минута молчанья

Чтец 2: Прислушайтесь, люди,

Пожалуйста, тише!

Вдали отгремела война.

Минута молчанья,

Погибших мальчишек

Чтит в эту минуту страна.

Чтец 2: Им много не надо.

Лишь память да верность

Да летом букетик цветов.

Ненужными стали

Им льготы и слава.

И каменный блеск орденов.

Чтец 1: Пусть стали гранитом

Их светлые души.

Что прячет холодный гранит?

Минута молчанья.

Как белая птица,

Над миром притихшим летит.

Чтец 1: Так встаньте же, люди,

Они заслужили, чтоб их вспоминали порой

Почтим их, Минутой молчанья одной!

Ведущий: Как дань уважения и почтения к воинам-интернационалистам, к тем, кто погиб, к тем, кто вернулся, но не дожил до сегодняшнего дня, пусть для всех их наша Минута молчания станет - Минутой памяти.

Звук метронома

Ведущая: Когда-нибудь время праведно рассудит и оценит те неоднозначные события и все поставит на свои места. Но, наша забота и цель в другом - не забыть о солдате, его верности воинской присяге, чести и мужестве, умении в самых сложных ситуациях не дрогнуть, проявить себя

продолжателем славных боевых традиций отцов и дедов.

Ведущий: Каждая война - это трагедия для народа в целом. И мы должны извлечь из неё урок, должны помнить какой ценой обошлась нам война в Афганистане.

Ведущая: Сегодня в средствах массовой информации часто упоминается о войне объявленной террористами всем людям доброй воли независимо от национальности и вероисповедания. И каждому из нас, необходимо взять на себя ответственность за выполнение своего гражданского долга.

Ведущий: Память о тех, кто прошел дорогами войны, и кто не вернулся в родной дом, для которых совесть, долг, отечество, честь были главными в жизни пусть останется в наших сердцах частицей гордости за них.

Ведущая: Надеемся, что сегодняшняя встреча была для вас небесполезной, пусть она останется в ваших сердцах напоминанием того, что пока жива человеческая память, жив и сам Человек.

Ведущая: До свидания! До новых встреч!

Звучит песня «Аист на крыше»

 

Тематический вечер

«Память сердца»: "Дети и война"

(Ударненская с/б-ка)

Вступительное слово библиотекаря:

В черный уголь немало стран превратив,

 Груды тел разбросав по дорогам, полям,

Злобный Гитлер, жадный до крови зверь,

Тянет грязные лапы теперь и к нам,

Хочет он нашу землю испепелить,

А свободный народ превратить в рабов,

Хочет он, чтоб богатства нашей страны

Растащила свора фашистских псов.

                       (Муса Джалиль. "Против врага".)

       Перед нападением на нашу страну Гитлер так напутствовал своих солдат-завоевателей: 'Жестокость является благом для будущего...Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Ее нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью... Ты должен с сознанием своего достоинства проводить самые жестокие и самые беспощадные мероприятия, которые требует от тебя Германия. Убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, - убивай...", - каждому фашистскому солдату была вручена памятка с такой установкой. 22 июня.... Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году. А значит, и к 9 мая 1945 года. Между двумя датами - прочная нить. Она связала воедино годы ужаса, лишений и тяжелого труда. И наш народ сделал, казалось, все невозможное, чтобы выстоять и победить. И немалую лепту для победы внесли дети. Дети войны!

Чтец 1-й: Июнь. Клонился к вечеру закат, И теплой ночи разливалось море. И раздавался звонкий смех ребят, Не знающих, не ведающих горя. Июнь! Тогда еще не знали мы, Со школьных вечеров домой шагая, Что завтра будет первый день войны, А кончится она лишь в сорок пятом, в мае. (С. Щипачёв. "22 июня 1941 года...") (звучит "Довоенный вальс" в исполнении И. Кобзона) Ведущий 1- й: 22 июня 1941 года на нашу Родину вероломно напал злой и сильный враг - фашистская Германия.

Ведущий 2-й: Великая Отечественная война... Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о ней - мужские. Это понятно: воевали-то в основном мужчины. Но ведь огромная тяжесть легла на плечи матерей, жен, сестер, которые были санитарками на полях сражений, кто-то заменял мужчин у станков на заводах и на колхозных полях». Так писала Светлана Алексиевич в своей книге "У войны не женское лицо". Но если-не женское, то тем более не детское. Дети и война - более жуткого сочетания не придумаешь.

Ведущий 3-й: Да, война - не детское дело. Но эта война была особенной...Она и называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика поднялись на защиту Родины. На хрупкие детские плечи легла тяжесть военных невзгод и бедствий.

Глаза девчонки семилетней.

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем не спросишь,

Пошутишь с ней - молчит в ответ.

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

(А. Барто. "Глаза девчонки семилетней...")

Дети войны.... Так часто называют тех, кто в начале сороковых еще ходил в школу, тех, кто очень рано встал у станка, тех, кто помогал в госпиталях ухаживать за ранеными, тех, кто стал сынами полка, кто воевал рядом со взрослыми.

Ведущий 1-й: В те годы дети быстро взрослели. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и в действующей армии. Вместе с взрослыми подростки ходили в разведку, помогали партизанам подрывать эшелоны врага, устраивать засады... Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью. В тылу врага ребята дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, помогали строить оборонительные укрепления, работали в госпиталях. Подростки заменили на фабриках и заводах своих родителей, старших братьев и сестер. Днем и ночью работали они у машин и станков, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу, приближая час долгожданной Победы. Это они в те годы сеяли, собирали урожай.

Ведущий 3-й: 12-летняя Валя Иванова с согласия своего отца, который командовал батальоном, была зачислена на должность санинструктора, а в тринадцать лет стала квалифицированной сестрой хирургической группы, прошла всю войну. Леня Голиков был бригадным разведчиком в партизанском отряде, ему присвоено посмертно звание Героя Советского Союза. Зина Портнова была членом подпольной комсомольской организации "Юные мстители", ей также было присвоено посмертно звание Героя Советского Союза. Имена детей-героев можно называть долго, всех имён не перечесть: Валя Котик, Володя Дубинин, Марат Казей, Юта Бондаровская, Василий Коробко, Александр Бородулин, Галина Комлева, Виктор Хоменко, Александр Кобер, Лариса Михеенко.

Ведущий 1-й: Много детей погибло во время этой войны, многие из них были удостоены звания Героя Советского Союза. Юные герои, защитники Родины - обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками и партизанами, отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время...

Чтец 2-й: Великоваты были им шинели,

Во всем полку сапог не подобрать,

Но все равно в боях они умели

Не отступать и побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага,

Сыны полков своей страны.

(В. Суслов. "Великоваты были им шинели...")

Ведущий 2-й: После войны мир узнал немало историй о судьбах детей военного времени. Одна из этих историй - о Тане Савичевой, ленинградской школьнице.

Чтец 3-й: На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок.

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца -

До наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет

Души и сердца.

Это - всем живущим в назиданье,

Чтобы каждый в суть явлений вник, -

Время возвышает образ Тани

И ее доподлинный дневник.

Над любыми в мире дневниками

Он восходит, как звезда, с руки.

И гласят о жизненном накале

Сорок две святых его строки.

В каждом слове - емкость телеграммы,

Глубь подтекста,

Ключ к людской судьбе,

Свет души, простой и многогранной,

И почти молчанье о себе...

Это смертный приговор убийцам

В тишине Нюрнбергского суда.

Это-боль, которая клубится.

 Это - сердце, что летит сюда...

Время удлиняет расстоянья

Между всеми нами и тобой.

Встань пред миром, Савичева Таня,

Со своей немыслимой судьбой!

Пусть из поколенья в поколенье Эстафетно Шествует она,

Пусть живет, не ведая старенья, И гласит

Про наши времена! (С. Смирнов. "Таня Савичева...")

Ведущий 3-й: Но прежде чем рассказать о ней, необходимо рассказать о жителях блокадного Ленинграда. С сентября 1941-го по январь 1944-го года, 900 дней и ночей, Ленинград численностью в 2 миллиона восемьсот восемьдесят семь тысяч человек жил в кольце вражеской блокады. 640 тысяч его жителей погибло от голода, холода и артобстрелов. Склады продовольствия сгорели во время налетов немецкой авиации. Рацион питания был скудным. Рабочим и инженерно-техническим работникам выдавали в день всего по 250 граммов хлеба, а служащим и детям по 125 граммов. Крошечный, почти невесомый ломтик: Сто двадцать пять блокадных грамм С огнем и кровью пополам... ( О. Берггольц)

(звучит 7-ая симфония Л. Бетховена)

Ведущий 1-й: Дети в осажденном городе...О них особый разговор. Смотреть на голодающих детей - нет ничего ужаснее для матери. Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали все, что имели, на хлебные карточки. Скудные размеры получаемых продуктов распределяли по дням, а в течение дня - по часам.

Чтец 4-й: Иду в темноте, вдоль воронок, Прожекторы щупают небо. Прохожие. Плачет ребенок. И просит у матери хлеба. А мать надорвалась от ноши. И вязнет в сугробах и ямах. - Не плачь, потерпи, мой хороший,- И что-то бормочет о граммах.

(Н. Крандиевская-Толстая. "Иду в темноте...")

Ведущий 2-й: У детей блокадного Ленинграда был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей. Но дети, что бы они ни делали, чем бы ни занимались, всегда думали о хлебе. Сохранились рисунки детей блокады. Трехлетний мальчик Шурик Игнатьев покрыл свой листок беспорядочными каракулями с небольшим овалом в центре: "Это война, вот и все, а посередине булка".

Чтец 5-й: Мы были серыми, как соль.

 А соль - на золото ценилась.

В людских глазах застыла боль.

Земля дрожала и дымилась.

Просили, плача: "Мама, хлеба!"

А мама плакала в ответ.

И смерть обрушивалась с неба,

Раскалывая белый свет.

Да, мало было хлеба, света,

Игрушек, праздников, конфет.

Мы рано выучили это Безжалостное слово - "Нет!".

Так жили мы, не зная сами,

Чем обделила нас война.

 И материнскими глазами

В глаза смотрела нам страна.

Мы были бережно хранимой

Ее надеждой в горький час –

 И свет, и соль земли родимой,

И золотой ее запас. (Л. Щасная. "Детство")

Ведущий 3-й: Чтобы не заморозить детей, женщины с великими трудностями доставали дрова, бережно расходуя каждое полено. А если дрова кончались, в ход шли мебель, паркет и даже книги.

Чтец 6-й: О, детство!

Нет, я в детстве не был,

Я сразу в мужество шагнул,

Я молча ненавидел небо

За черный крест,

За смертный гул.

И тем блокадным днем кровавым

Мне желтый ивовый листок

Казался лишь осколком ржавым,

Вонзившимся у самых ног.

В том городе, огнем обвитом,

В два пальца сатана свистел...

Мне было страшно быть убитым...

Я жить и вырасти хотел!

(О. Шестинский. "Ленинградская лирика".)

Ведущий 1-й: Целые семьи гибли от холода и голода. Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах низменные животные инстинкты, заглушат в них все человеческое. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его. Но фашисты просчитались.

Ведущий 2-й: Весной 1942 года в опустевшие цеха предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, реактивные снаряды. Над рабочими местами мальчишек и девчонок висели плакатики, написанные их руками: "Не уйду, пока не выполню норму". И даже бывалые солдаты, глядя позже на эти плакатики, плакали, глотая слезы.

Ведущий 3-й: Таня Савичева не строила укреплений и вообще она не совершила никакого геройства, ее подвиг в том, что она написала блокадную историю своей семьи...Большая, дружная семья Савичевых спокойно и мирно жила на Васильевском острове. Но война отняла у девочки всех родных одного за другим. Таня сделала 9 коротких записей... ( показ отрывков из видеофильма "Великая Отечественная война" - "Блокада Ленинграда" и "Дневник Тани Савичевой")

Ведущий 1-й: Что же было дальше с Таней? Надолго ли пережила она своих родных? Одинокую девочку вместе с другими сиротами удалось отправить в Горьковскую область. Но из-за сильного истощения и нервного потрясения она не смогла выжить. Умерла Таня Савичева 23 мая 1944 года.

Чтец 7-й: Этот дневник на процессе Нюрнбергском был документом страшным и веским, Плакали люди, строчки читая, Плакали люди, фашизм проклиная. Танин дневник - это боль Ленинграда, Но прочитать его каждому надо. Словно кричит за страницей страница: "Вновь не должно это все повториться!" (И. Малышев)

( звучит ария "Аве, Мария!")

Ведущий 2-й: За год до войны в стране были созданы ремесленные школы. Ленинградское ремесленное училище № 15 прославилось тем, что в годы войны во время блокады дало выпуск в несколько сот человек, и продолжало работать на оборону города в своих мастерских, и сохранило от смерти подавляющее большинство своих учеников. Как удалось его директору Василию Ивановичу Анашкину достичь того, что в замороженном здании училища, при скуднейшем пайке сотни учащихся не только не умерли, но и даже трудились?

Ведущий 3-й: Сам директор так говорил об этом: "Они не умерли потому, что трудились. А трудились они потому, что ребята сознательно соблюдали дисциплину. Это чувство дисциплины заставляло их трудиться. Из скудных пайков я создал столовую с железной дисциплиной питания, В самые страшные дни, когда стояли лютые морозы, не действовали ни водопровод, ни канализация, я добивался того, чтобы в столовой была абсолютная чистота. Я добивался того, чтобы ребята вставали в точно назначенный час, обязательно мылись, пили чай и шли в мастерскую".

Ведущий 1-й: "Некоторые ребята были так слабы, что они уже не могли трудиться, но все-таки возились у своих станков, и это поддерживало в них бодрость духа. Когда из-за отсутствия электроэнергии мастерская стала, мы выходили чистить двор или занимались военным строем. Я все время стремился к тому, чтобы с минуты пробуждения и до сна ребята были бы чем-нибудь заняты".

Ведущий 2-й: Главным во время войны было - не допустить распада человеческой личности, сплотить коллектив, не позволить опускаться. Найти способы не выжить, а способы жить.

Чтец 8-й: Уже война почти что в старину,

В ряды легенд вошли сражений были,

По книжкам учат школьники войну,

А мы ее по сводкам проходили.

А мы ее учили по складам

От первых залпов городских зениток

До славы тех салютов знаменитых,

Которых силу и не передам.

Войну, что опаляла наши дали,

В века отбрасывая зарев тень,

В холодных классах нам преподавали

И на дом задавали каждый день.

И мы прошли под зимний звон ветров

И песен, порохом пропахших,

От тяжких слов о гибели отцов

До возвращенья без вести пропавших!

(В. Соколов. "Уже война почти что в старину...")

Ведущий 1-й: Война...Как она изменила судьбы, обагрила кровью и слезами детство, сделала короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушила их светлые мечты.

Ведущий 2-й: Фашистами были созданы целые комбинаты смерти: Освенцим, Саласпилс, Майданек, Маутхаузен, Бухенвальд. Среди заключенных были и дети. Они напоминали подбитых птенцов. Рукава не по росту длинных, полосатых, грязных, затасканных курток свисали с маленьких плеч и создавали впечатление подстреленных крыльев. В глазах - испуг. Маленькие старички. Их заставляли работать по 15-20 часов - на лямках возить груженные разным грузом повозки. Они отвозили трупы умерших к специальному блоку, где они складывались и оттуда вывозились в крематорий. Работали дети с 4 часов утра.

Ведущий 3-й: Дети, спасенные Советской Армией, рассказывают: "В конце октября 1944 года производивший проверку немец дал нам "кару" за то, что не было чисто в блоке. Нас раздели донага, облили холодной водой, голыми повели по улице в свой блок, после чего многие дети заболели...Когда нас пригнали в лагерь, в свой блок, там нас били палками.."

Ведущий 1-й: Детей закапывали живыми, душили газом в газовых камерах. У детей в лагерях выкачивали кровь для немецких солдат. Бывшая узница Саласпилса рассказывала: "В Саласпилсе детей истязали остервенело. Делали им впрыскивание какой-то жидкости, давали им отравленную кашу и кофе, и от этого в день умирали по сто пятьдесят человек".

Ведущий 2-й: В Краснодарском крае жители помнят такой случай: гитлеровцы заставили мальчика под дулами автоматов закопать в землю расстрелянных ими на его глазах мать, отца и 6-летнюю сестренку. После этого был расстрелян и сам мальчик. В Московской области группа пьяных немецких солдат поставила на крыльцо дома 12-летнего мальчика и открыло по нему стрельбу из автоматов, всего изрешетив пулями.

В одном из сел гитлеровцы использовали в качестве мишени трехлетнего мальчика и по нему производили пристрелку пулеметов.

Глумление фашистов над детством не имело границ. Это было сознательное истребление самого дорогого, что есть у людей, - детей.

(звучит "Музыкальный момент" С. Рахманинова)

Чтец: Асадов Э. "Чулочки", (звучит "Реквием" В. Моцарта)

 Чтец: В. Калиниченко. "Собака", (звучит ноктюрн Ф. Шопена)

Ведущий 3-й: Дети войны! Мальчики и девочки!..Их жизнь могла и должна была быть другой, наполненной беззаботным, веселым временем. Но Великая Отечественная война перечеркнула все, принесла им страдания, слезы, лишения. 22 июня 1941 года - этот день не забыть ни взрослым, ни детям.

Ведущий 1-й: А. Твардовский. "Прошла война..."

Чтец 10-й: В. Егоров. "Облака" (звучит песня "Журавли" )

Чтец 11-й: Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала,

Любовь обещала, Родина,

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти. Родина?

Тихо сказала: "Вставайте на помощь..."

- Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

Просто был выбор у каждого: Я или Родина.

Самое лучшее, дорогое - Родина. Горе твое -

Это наше горе, Родина.

Правда твоя -

Это наша правда, Родина.

Слава твоя -

Это наша слава, Родина!

(Роберт Рождественский. "Реквием", гл. вторая)

Библиотекарь: (в заключение вечера) Все дальше в историю уходит от нас победный май сорок пятого года, но, сколько бы лет ни прошло, мы вновь и вновь сверяем, и будем сверять свои стремления, мысли и дела с тем, что сделано и создано поколением военного времени. Пусть будет мир. Пусть мы всегда будем помнить о детях военного времени, о тех, кто отдал за нас жизнь. Помнить, что самая большая ценность на свете - ценность человеческой жизни. Я желаю всем нам никогда не знать ужасов войны.

Оформление мероприятия:

1.Аудиозаписи и видеофильмы: "Довоенный вальс", муз. Аедоницкого, сл. Ф. Лаубе (аудиозапись); "Реквием", В.-А,- Моцарта (аудиозапись); "Аве, Мария!", Дж. Верди (аудиозапись); 'Журавли", муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова (аудиозапись); Запись 7-ой симфонии Д. Шостаковича (аудиозапись); "Музыкальный момент" С. Рахманинова (аудиозапись); Ноктюрн "Н- сійг" Ф. Шопена (аудиозапись); "Блокада Ленинграда" - (видеофильм); "Дневник Тани Савичевой" - (видеофильм);

 

Литература:

1.         Адамович А. Сыновья уходят в бой: Роман-дилогия. - М„ 1987.

2. Берггольц О. Проза 1941-1954: Говорит Ленинград; Очерки и статьи. - Л., 1989.

3. Берггольц О. Стихотворения, 1941-1953. - Л., 1989.

4. Блокада Ленинграда. Стихи и проза. (Серия "Венок славы").

5. Буйнова Т. Н. Юные герои "сороковых, пороховых" // Читаем, учимся, играем. - 2003. - Вып. 4.

6. Была война...: Стихотворения. - М., 1987. 7. Газета "Амурский лиман". - 2004- 2007.

8. Газета "Меркурий-Пресс". - 2004 -2007.

9. Дегтярёва О. В. "Своими видел я глазами" //"Читаем, учимся, играем". - 2004. - Вып. 12.

10.      Журнал "Родина". - 2006. - № 4.

11.      Идёт война народная...: Сборник. - М., 2002. 12. Луговцов Н. Сражающаяся муза: Очерки. (Подвиг Ленинграда в творчестве советских поэтов 1941 - 1945 годов). - Л., 1985.

13.      Материалы из архива городского краеведческого музея.

14.      Питерский Л. Сын полка: Дети на войне // Родина. - 1995. - № 2.

15.      Строки памяти: Стихи. Сборник. - Л., 1989.

16.      Шуйская И. Дети войны // Воспитание школьников. - 2000. - № 3.

 

17.      Щербакова А. А. Дети военной поры // Читаем, учимся, играем. - 2007. - Вып. 1.